ГБДОУ

детский сад № 29 Калининского района

Санкт-Петербурга 

Бударина Вероника Сергеевна

 

Budarina Veronika

 

Образование: среднее общее. Студентка 4 курса РГПУ им. А.И. Герцена

Общий стаж: 8 лет

Педагогический стаж: 3 года

Стаж по специальности: 3 года

Направление в работе: «Воспитание нравственно-патриотического чувств детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность по Санкт-Петербургу»

 

  Для вас, родители!

 

  

Статья на тему:

Особенности и приемы формирования основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.

 

 

Одной из основных задач дошкольного учреждения является охрана жизни и здоровья детей. Взрослые должны защищать и оберегать ребенка, подготавливать его к будущей жизни, к встрече ребенка с возможными сложностями, а также возможными  опасными ситуациями – в быту, в природе и так далее. Так как ребенку интересно абсолютно все – он все пробует на вкус, пытается потрогать, услышать и увидеть, дошкольник отличается высокой степенью любознательности, он познает окружающий его мир, который тем самым может быть совсем для него небезопасным. В связи с тем, что ребенок не имеет знаний по правилам безопасного поведения в природе, дошкольник может навредить не только себе, но и окружающей его природе (к примеру, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.).

В связи с этим, очевиден тот факт, что вопросы важности привития ребенку знаний, умений и навыков безопасного поведения, а также способностей дошкольника предвидеть возможные опасные ситуации и по возможности избегать их, очень актуальны. В результате бесед с детьми, игр, наблюдений на прогулке было выявлено, что дети практически не знакомы с элементарными правилами поведения в природе. Также было выявлено, что семья также, родители, недостаточно осознают всю важность и необходимость ознакомления детей с этими правилами.

Исходя из всего этого, проблема формирования основ безопасного поведения в природе у детей остается одной из актуальных задач психологии и педагогики.

Отметим, что актуальность данной проблемы отражена в разного рода документах – сюда можно отнести декларацию по окружающей среде и развитию, в ней обоснована четкая необходимость совместного развития природы и общества; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды». Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения в природе — это сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. По моему мнению, насколько успешнее будет осуществляться процесс формирования основ безопасного поведения в природе, зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.

Дошкольный возраст – это очень важный период для развития личности человека, именно в этом периоде формируется личность и плотно происходит закладка основ опыта по формированию основ безопасного поведения в природе. Безопасность – есть один из основных критериев уровня жизни любого человека, а для дошкольника – маленького ребенка – безопасность гарантирует ребенку здоровье и жизнь. На сегодняшний день значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения человека в природе. При формировании основ безопасного поведения ребенка отмечу ожидаемый результат (к чему должен стремиться воспитатель) - дошкольники должны знать и соблюдать правила поведения в природе, а именно бережно относиться к окружающей природе, уметь грамотно и безопасно взаимодействовать с миром природы – животными и растениями.

Сформированное бережное отношение к живой природе у детей – это понимание детьми следующих действий: 

- не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев, не бросать мусор;

- знания о ядовитых растениях и о контактах с животными;

- имеют представление о природных опасных ситуациях (пожар, водоёмы, бездомные животные и насекомые, ядовитые растения и грибы), а также о таких явлениях, как наводнение и ураган, гроза и так далее), о способах безопасного поведения в этих условиях.

- иметь представления о загрязнении окружающей среды.

Очень большое внимание необходимо уделять формированию интереса к проблеме безопасного поведения на природе и экологического воспитания детей.

Выделим основные направления  в работе по формированию безопасного поведения детей в природе.

 

Известно, что именно игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста.  В связи с этим мною были подобраны дидактические игры и развивающие ситуации в рамках основных направлений работы, а также в соответствии с тематическим планированием, направленные на формирование у дошкольников безопасного поведения в природе.

Эффективность формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей может быть достигнута при соблюдении следующих методов:

1. Словесные: беседа, чтение литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности и поведения в природе;

2. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, образовательные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в области безопасного поведения в природе;

3. Методы, обеспечивающее эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию безопасного поведения в природе.

Главное, на что должен обратить внимание воспитатель – это избежание излишнего запугивания детей, любую игру, общение или образовательную ситуацию необходимо заканчивать вселением уверенности в том, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, например, рассказывая о явлении природного электричества – грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства - громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому, хотя гроза и страшное природное явление, дети и взрослые в домах надежно защищены от нее. Необходимо на высоком уровне держать интерес ребенка, совмещая упражнения, игры и общение с эмоциональными разминками. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Кроме того, образец поведения взрослых для детей – это также важный метод воздействия на их поведение. Сюда также можно отнести просмотр с детьми обучающих мультфильмов, которые обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

Особое внимание при формировании безопасного поведения детей в природе следует уделять ситуационному общению. Это бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланированным. Так, к примеру, увидев на участке с дошкольниками дворовую кошку, воспитатель может обсудить с детьми особенности ее поведения, внешний вид и плавно перейти к возможному поведению с ней. Можно поинтересоваться у детей, можно ли гладить бездомную кошку, чужую кошку, что можно, а что нельзя делать с чужой кошкой. Такое общение позволит конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения. Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается».  Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?», а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности. Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения с природой,  в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в природе; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.

Из беседы, общения, образовательных и развивающих ситуаций, которые планируются и создаются воспитателем, вытекают для дошкольников своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.­ 

Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки» - позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.

К тому же классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе. Художественное слово пронизывает всю жизнь маленького ребенка, задавая определенный ритм и образец в типичных ситуациях.

Для уточнения и закрепления знаний и представлений дошкольников об основах безопасного поведения в природе можно использовать образовательные ситуации, игровые упражнения и так далее. Критерием успешного усвоения дошкольниками правил поведения в природе является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в разного рода ситуациях.

Применение всех этих разновидностей методов способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к природе, безопасного поведения в природе. Выполнение разного рода творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий воспитатель может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения:

-  изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка;

- вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека;

- сымитировать действия при пожаре и др.

Итак, при организации мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в природе воспитателями и педагогами следует комбинировать практический материал в зависимости от поставленных целей и задач.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что воспитание безопасности дошкольника – это непрерывный и последовательный процесс.

При формировании основ безопасного поведения ребенка отметим ожидаемый результат (к чему должен стремиться воспитатель) - дошкольники должны знать и соблюдать правила поведения детей в природе, а именно бережно относиться к окружающей природе, уметь грамотно и безопасно взаимодействовать с миром природы – животными и растениями.

Главное, на что должен обратить внимание воспитатель – это избежание излишнего запугивания детей, любую игру, общение или образовательную ситуацию необходимо заканчивать вселением уверенности в том, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

Основная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в природе - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»

2.                Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, 2008

3.                Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.- СПб.: «Детство-пресс», 2011

4.                Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Глушкова Г.В. - М.: Просвещение 2015

5.                Дергунская В. А., Гусарова Е. Г., Новицкая В.А., Римашевская Л. С. Образовательная область безопасность: учебно-методическое пособие / В. А. Дергунская. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015

6.                Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры, СПб, Детство-Пресс. 2010

7.                Шипунова В.А. Детская безопасность, 2013

8.                Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми {текст} /Т.А. Шорыгина.-М.:ТЦ Сфера, 2009

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»