ГБДОУ

детский сад № 29 Калининского района

Санкт-Петербурга 

Мусаева Динара Рудольфовна

 

Musaeva Dinara

 

Образование: высшее профессиональное

Общий стаж: 10 лет

Педагогический стаж: 9 лет

Стаж по специальности: 9 лет

Направление в работе: «Активизация  родителей и вовлечение их в образовательный процесс посредством организации совместных мероприятий по речевому развитию детей»

                                  

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"

 

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:     пальчиковые   игры с предметами, палочками, игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Сначала дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей.

Для этого я использовала игры с кусочками поролона, игрушками из гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке, упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажеры с прищепками; тренажеры на прокатывание.

При работе с прищепками детям предлагается подобрать (прицепить к основе) лучики для солнышка, иголочки для елки, ёжика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п.

Упражнение с бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Упражнение с бельевыми прищепками.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:

“Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку”.

Упражнение с круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

“У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”.

Упражнение с подносом.

Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

Упражнение с пуговицами.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.

Когда движения кисти стали уверенными, точными, можно переходить к следующему этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Отрабатывается согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, (“Спрячь руки!”, “Найди игрушку!”); пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия “Сортировщик”; тренажеров с пробками; сюжетно-ролевых игр; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.

Используя интерес малышей к играм с водой, проводятся такие упражнения: “Вылови из воды” (ребенку предлагается выловить ситом игрушку, которая плавает), “Не пролей” (переливание воды), “Что на дне?” (предлагается найти на дне камешки и другие тонущие предметы) и т.п.

Таким образом, происходит активная тренировка пальцев, которая необходима для следующей игры “Зеркально-песочное царство”. В этой игре используется не только песок, но и муку, соль, особенно для отображения зимних историй. Для игры берётся коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука. Дети пальчиком водят по муке, рассыпанной на зеркале. При этом они видят в зеркале своё отражение, что очень радует их. Использование этого приёма способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.

Для совершенствования тонких движений кисти, используем пособие “Сортировщик”. С ним проводится несколько вариантов упражнений: разложить пальчиками бусины в ячейки палитры; рассортировать мелкие фрукты-овощи по контейнерам нужного цвета (“Собери урожай”); разложить щипцами для сахара цветные предметы (ракушки, камешки, бусины) в банки нужного цвета; перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру и т.п.

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»