ГБДОУ

детский сад № 29 Калининского района

Санкт-Петербурга 

Соколова Татьяна Борисовна

 

Sokolova Tat'yana

Образование: среднее профессиональное

Общий стаж: 49 лет

Педагогический стаж: 41 лет

Стаж по специальности: 41 год

Направление в работе: «Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста через нетрадиционные пособия »

 

Развитие речи через игры с песком

        Ребенок начинает познавать мир еще в утробе матери.Учеными установлена,что основой этого процесса является тактильная(кожная) чувствительность. Недаром говорят "кожей чувствую". Появившись на свет,ребенок активно исследует окружающий мир. Происходит процесс самообучения. Дети тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам,им нужно все попробовать на зуб,их просто тянет к тому,что нельзя. И взрослые вынуждены ставить перед детьми череду запретов.Как же предоставить развиваться ребенку в собственном темпе,направлять не ограничивая? Ребенок должен творить что-то свое,ломать,чтобы ощутить собственную силу,и при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализовываться в играх с песком.  

                                                                                                             

       Игра на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. В песочнице происходят первые контакты детей. В процессе игры с песком дети получают свой первый коммуникативный опыт. Кто-то лепит куличики и дома,а кто-то с удовольствием разрушает созданное,швыряет песок в лицо другим. Постепенно в процессе совместных игр и правильного руководства со стороны взрослых,у детей формируются коммуникативные навыки.то есть умение правильно общаться. Поэтому песочницу можно использовать в развивающих и обучающих занятиях в период адаптации.                                                                                                                                                      

       Игры с детьми раннего возраста направлены на развитие тактильной чувствительности.мелкой моторики рук и развитие речи. При систематической работе по развитию тактильного восприятия,значительно активизируются познавательные процессы ребенка,расширяется его активный и пассивный словарь. Я знакомлю детей со свойствами песка. Сухой песок рассыпается,его можно просеять через сито или через воронку. Из сырого песка можно "печь" пирожки,куличики.делать домики для мелких игрушек. Пользуясь формочками с разными изображениями,обыгрываю доступные детям раннего возраста сюжеты:елочка,возле нее грибок,заяц прячется под елочкой от лисы и т.д. С помощью форм можно сделать огород и сад. Дети называют овощи и фрукты. Я копаю в песке ямку,делаю канавку,горку. На прогулку выходит кукла и собачка. Во время пргулки преодолевает все эти препятствия:падает в ямку,вылезает,снова падает,влезает на горку,перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки,канавки,делают горки.Кукла и собачка гуляют площади тазика с песком. Могут быть включены другие игрушки. Через канавку можно положить дощечку(мостик),на горке сделать ступеньки,в ямке - озеро. На равной поверхности чуть влажного песка можно сделать отпечатки кистей рук. Можно скользить ладонями по поверхности песка,рассказать ребенку о своих ощущениях. Когда ребенок получит образец устного описания ощущений,он попробует сам рассказать о том,что чувствует,даже если его рассказ будет повторением рассказа взрослого.                      

         На поверхности песка можно выполнить зигзагообразные,круговые движения;создать отпечатки ладошек,кулачков,костяшек пальцев,всевозможные причудливые узоры. Попытаться найти сходство с ромашкой,деревом,солнышком.                                                                                                                                              

Пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой руки,после двумя руками одновременно(группировать пальцы по два,по три,оставлять на песке загадочные следы. Потом придумывать чьи они?).                                                                                                                                                

        Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для психики ребенка.Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики,мы учим ребенкапнрислушиваться к себе,осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствуетразвитию речи,произвольного внимания и памяти.            

                                                                                                                                                      

        Играя,ребенок учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнешего формирования навыков позитивной коммуникации.

 

Дата последнего обновления страницы 18.07.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»