ГБДОУ

детский сад № 29 Калининского района

Санкт-Петербурга 

Антонова Ксения Алексеевна

 

 

Antonova Ksenia

Образование: среднее профессиональное

Квалификация: без категории

Общий сиаж: 12 лет

Педагогический стаж: 3 года

Стаж в ГБДОУ: 3 года

Направление в работе: «Накопление социального опыта детьми раннего возраста в период адаптации»

 

Социализация детей раннего возраста

в период адаптации к ДОУ.

 

Для начала хотелось бы определиться, что такое социализация и что такое адаптация.

Социализация – процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Адаптация - ( от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию.

 

Процесс социализации начинается, как правило, с самого раннего, младенческого возраста. Первый социальный опыт ребенок приобретает непосредственно в семье, в процессе общения с родными. Он впитывает в себя и принимает те условия жизни, которые присущи именно данному микроклимату. С возрастом, ребенок начинает овладевать как определенными культурно – гигиеническими навыками (туалет, еда и т.д), так и начинает развиваться межперсональное поведение, эмоциональные связи при общении ребенка в малых группах, окружающих его (дети и взрослые на детских площадках, среди друзей и знакомых семьи, в общественных местах). Ребенок учится подражать и принимать социальные нормы уже не только своей семьи, но и окружающих его людей. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими. И на этом этапе социализации ребенка необходим тот образец поведения, который будет ведущим в его дальнейшем становлении, как личности, в его поведении в период адаптации и дальнейшем пребывании в коллективе.

Возраст ребенка, когда он начинает выделять свое «я» среди других, когда он начинает принимать условия существования среди людей и пытается показать свое становление, приходится зачастую на период поступления в ДОУ. И тогда на данном этапе получается внутренний конфликт. Т.к ребенку еще нелегко справится с социализацией в малых группах, он попадает в довольно – таки большой социум совершенно новых и незнакомых ему детей, которые тоже на данном этапе развития начинают выделять свое «я» среди других. Причем все дети проходили предыдущие этапы социализации в разных условиях (эмоциональных, социальных и т.д).

Дети, попадающие в ДОУ в этом возрасте, начинают проходить процесс адаптации на фоне социализации. С одной стороны они должны усвоить образцы и нормы пребывания в ДОУ, с другой стороны определить свое место в этом социуме и показать непосредственно свой социальный опыт. Образцы и нормы, как правило, диктуют взрослые, но опять же, в возрасте 2-3 лет дети предрасположены испытывать страхи и недоверие к чужим людям. К тому же, их отрывают от первого и все еще основного социума – семьи.

Поэтому, от того, какой социальный опыт ребенок приобретает до поступления в ДОУ, и будет зависеть протекание его адаптации и дальнейшая социализация в этом обществе.

Первое время сотрудники ДОУ только знакомятся с детьми, с их характером, привычками – с личностью. Знакомство начинается с общения с ребенком, с индивидуальными беседами с родителями, анкетирования родителей, чтобы увидеть непосредственно индивидуальные характеристики ребенка. Но это занимает не мало времени, т.к в это же время необходимо помочь ребенку справится с процессом перехода из одной социальной группы (семья) в другую (ДОУ), помочь ему утвердиться в данном социуме, принять новые социальные правила. А т.к дети в этом возрасте еще не испытывают потребности общения со сверстниками, они только находятся рядом, то воспитатель должен с помощью индивидуального подхода «создавать подгруппы по интересам», чтобы дети могли играя рядом, начинать принимать на себя новую социальную роль.

Социализация – это процесс, сопровождающий человека всю жизнь, а адаптация – кратковременное явление, занимающее в среднем от двух недель до полугода, но они непрерывно связаны друг с другом. Поэтому, чтобы социализация в условиях ДОУ у ребенка раннего возраста проходила более успешно, необходимо создать ему все условия, чтобы и процесс адаптации прошел как можно легче. Для этого нужно готовить ребенка и родителей к поступлению в дошкольное учреждение. Родители должны заранее обладать достоверной информацией о режиме дня в ДОУ, постараться научить ребенка занимать себя игрушкой, сформировать у него элементарные культурно – гигиенические навыки (ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки и т.д.), предоставить опыт общения с малознакомыми людьми (гулять на детских площадках, посещать детские досуговые учреждения для соответствующего возраста). Родители и сотрудники ДОУ должны понимать, что на ребенка, вновь поступившего в ДОУ идет сильная эмоциональная нагрузка, поэтому общение между ними должно быть искренним и доброжелательным, чтобы ребенок видел и воспринимал его, как положительный социальный опыт. Со стороны сотрудников ДОУ, чтобы адаптация детей проходила как можно легче, необходимо собрать всю достоверную информацию о каждом ребенке: его индивидуальные особенности, особенные привычки, состояние здоровья, социальные особенности и т.д. Это необходимо для того, чтобы найти к каждому ребенку тот индивидуальный подход, который поможет ему быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, новому социальному статусу и положить основу для положительного опыта в дальнейшей социализации.

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»